Причины прокрастинации или почему советы не работают?


Давать советы – дело неблагодарное.

Или к ним не прислушиваются, или делают так, как сказали, но терпят крах, виня в неудаче советчиков.

И все равно - люди любят и получать, и давать советы.


Ко мне также очень часто обращаются с вопросом: "Что делать, если ...?"


Основой же такой тяги к советам является предрассудок о том, что существуют-таки универсальные и даже "волшебные" методы, работающие всегда одинаково и годные для всех людей.


Однако, это не так.


Мы здесь не будем подробно обсуждать, что побуждает людей искать "быстрые рецепты" карьерных успехов.


Скажу только, что чисто внешне советы и рекомендации "экспертов" могут выглядеть довольно привлекательно:


Во-первых, в силу своей простоты: "Если ситуация А, то сделай шаг Б" и т. п.


Во-вторых, снимают ответственность за неудачу с того, кто следует советам, ведь "Я же сделал(а), как сказано (или написано)! Значит, это ты мне неправильно насоветовал(а)!".


А минусы советов – продолжение их же мнимых достоинств, описанных выше.


С перекладыванием ответственности разбираться не будем – это вопрос, который каждый решает самостоятельно, в силу своей личностной зрелости.


Посмотрим на другой, менее очевидный подвох советов о том, что сделать или сказать в конкретной ситуации.


Этот подвох кроется в том, что недовольство человека находится, как правило, на уровне "Окружения". *


Т. е., человек на уровне "Окружения" недоволен чем-то "внешним" относительно себя - уровнем доходов, коллегами и начальством, женой / мужем, экологией, своим жилищем, шумными соседями, клиентами, лужами, пробками и т. д.


И ищет решение проблемы на уровне "Действий":




Но всё дело в том, что, как правило, решение этого недовольства "Окружением" лежит гораздо выше уровня "Действий".


Речь идет о "Пирамиде логических уровней" по Р. Дилтсу.

Если Вы не в курсе, что это - поищите в Интернете первоисточники, а пока посмотрите на иллюстрацию:



Но советы затрагивают только уровни "Окружения" и "Действий", совершенно упуская из виду другие уровни, которые на эти самые действия влияют ("Способности", "Убеждения", "Ценности", "Я-концепция" и "Жизненная миссия").


Если сказать это нормальным русским языком, то получается следующее:

Дающий совет исходит из своих опыта, ценностей, убеждений, способностей, говоря, что конкретно нужно делать, не учитывая, что эти ценности, убеждения и способности у получающего совет – другие!

А раз другие, то советы, скорее всего не сработают.


Вот простейшие примеры:


Допустим, если человеку, который оказался в конфликтной ситуации с руководителем, сказать:

"Зайди к начальнику в кабинет и скажи: …, а если он скажет …, то ты ему …"

Не удивительно, если у того, кто слышит такой "быстрый рецепт", возникнет в голове множество вопросов и сомнений, которые помешают осуществить на деле «верный способ».


Или человеку, который находится в карьерном тупике сказать:

"Из тебя получится отличный …, пойди на курсы и начни работать по этой специальности!"


То есть, давая советы по упрощённой схеме "Недовольство Окружением -> Действия", упускается из виду:


  1. А совпадают ли рекомендуемые действия с ценностями человека?
  2. А считает ли конкретный человек рекомендуемые действия правильными и соответствующими своему опыту и картине мира?
  3. А сумеет ли, способен ли конкретный человек вообще сделать то, что ему посоветовали? И достаточно ли подробно, детально совет поясняет, что именно делать, как, в какой последовательности, какие могут быть варианты последствий и признаки успеха и неудачи выполненных действий?

Если ответы на эти вопросы "Нет", то совет окажется бесполезным, преждевременным или даже вредным.


Именно поэтому, одной из основных причин прокрастинации - несовпадение рекомендумых действий или советов и готовности их выполнить.


Вот и защищает себя личность от потенциальных неудач - ничегонеделанием.




От внутренних изменений - к внешним, и никак не наоборот!


Любая ситуация может решаться разными способами, каждый из которых имеет свои ограничения и противопоказания.


Именно поэтому, если Вы недовольны, например, обстоятельствами своей карьеры или жизни, в целом, то, прежде чем искать "волшебные советы", нужно сначала измениться внутренне и стать готовым к необходимым действиям.


То есть:


  1. Невозможно изменить внешние обстоятельства, не начав действовать по-другому
  2. Но чтобы начать действовать по-другому, нужно повысить свои навыки и способности
  3. А чтобы повысить свои способности, нужно изменить свои убеждения и ценности
  4. Убеждения и ценности, в свою очередь, меняются только при изменении отношения к себе и своей роли в этом мире

Вот и получается, что только думая о себе, например, как о богатом, состоятельном человеке (на уровне "Я-концепции"), изменив свои ценности, убеждения, можно подготовить свои способности под те самые "правильные" действия, которые описаны в тоннах книг и терабайтах видео-лекций, чтобы, в итоге, повысить свои доходы (на уровне "Окружение").  




Небольшое, но важное дополнение про воздействие на других людей:


Когда Вы хотите побудить другого человека к действиям - бессмысленно ожидать, что он хотя бы пальцем пошевельнёт, если эти на эти действия он не способен как противоречащие его убеждениям и ценностям.

Убеждения и ценности, в свою очередь, зависят и формируются той ролью, мнением о себе самого человека. 

А это значит, что только меняя или закрепляя человеку соответствующую роль на уровне "Я-концепции", Вы можете добиться от него соответствующих действий (по сути, программируя его).

Именно поэтолму, кстати, практически все манипуляции и просто побуждение к действию, начинаются с "наречения именами": "Господа офицеры! ... ", "Доченька! ...", "Дружище!...", "Братан!...", "Ну Вы же порядочный человек!...", "Ты ж мать!" и т.п., запуская в сознании собеседника соответствующий обращению набор ценностей и убеждений.

Но это тема уже другой статьи.



См. также:


ТРИ ПРИЧИНЫ НЕ ОБРАЩАТЬСЯ К КОНСУЛЬТАНТУ ПО КАРЬЕРЕ


ЧТО ДАЕТ КАРЬЕРНЫЙ КОУЧИНГ?


КОУЧИНГ "НА ПАЛЬЦАХ"


КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ СВОЕЙ КАРЬЕРЫ?


ПОЧЕМУ ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ВАЖНО ЗНАТЬ СВОИ ПРИОРИТЕТЫ?