ПЯТЬ УЖАСНЫХ ОШИБОК НА СОБЕСЕДОВАНИИ

Многие соискатели до сих пор заблуждаются на предмет того, что же такое собеседование.


Они думают, что собеседование похоже на экзамен и, если они хорошо «всё выучат» и дадут «правильные» ответы на все заданные вопросы, то всё будет хорошо.


Конечно, суть экзамена в том, чтобы всего лишь правильно ответить на вопросы.

Т.е., каждый пришедший в назначенный день на экзамен имеет все шансы выйти из кабинета с заветной отметкой и закатить по такому случаю мега-вечеринку.

Но на собеседовании же всё происходит с точностью до наоборот!

Работу получит только один из претендентов, поэтому тебе нужно максимально отличаться от конкурентов (в лучшую сторону), а не просто выдавать «правильные" ответы».

И тем не менее, большинство соискателей не совсем понимают концепцию «на работу берут только одного».

Могу поспорить, что, например, на вопрос: «Почему мы должны взять на работу именно Вас?» ты, скорее всего, говоришь, в лучшем случае, что-то вроде: «Вы должны взять меня, потому что у меня есть нужная квалификация, я не боюсь работы и стремлюсь сделать как можно больше на благо компании!»


Да, конечно, ты можешь ответить на этот вопрос и так, но зачем???

Ведь точно так же могут ответить абсолютно все «нормальные» соискатели!


Меньше всего тебе на собеседовании нужно раствориться в море претендентов на вакансию, которых менеджер по персоналу отчаянно старается не перепутать у себя в голове.


И твоя задача на собеседовании – активировать мыслительные процессы этого менеджера, да и свою голову держать в тонусе.

Активность «серых клеточек» – ключ ко всему.

Если ты не решишься отступить от общепринятых стандартов и станешь отвечать на вопросы, словно маленькая скромная «овечка», рекрутер или нанимающий руководитель может буквально позабыть, кто ты такой, едва закроется за тобой дверь.


Ну в самом деле, как же не смешать в памяти образы десятков соискателей на вакансию, три или четыре дня напролёт общаясь с ними в режиме нон-стоп?

Чем больше индивидуальных зацепок выявится во время собеседования (этот парень – бывший моряк, а эта девушка написала книгу для детей), тем меньше шансов потом спутать этого кандидата с другими.


Таким образом, чем в большей степени ты следуешь сценарию и ведёшь себя так же, как все остальные в очереди, тем больше у тебя будет проблем на собеседовании.


Если рекрутер тебя позабыл, никакие благодарственные/сопроводительные письма в мире уже не воскресят у него в памяти тебя как реального, живого человека, а тем более как лучшего претендента на вакансию.


Помни, твоя цель на собеседовании – произвести впечатление, а не сидеть на стуле, словно кукла чревовещателя, стреляя в собеседника заготовленными ответами.


Вот пять самых ужасных ошибок в ходе собеседований между соискателями и кадровиками.

Задумайся, наконец, над тем, как провести своё следующее собеседование, и произведи на своего собеседника неизгладимое впечатление!


ОШИБКА №1: Пренебрежение базовой информацией


К собеседованию необходимо готовиться.

Это все понимают.

Но можешь быть уверен, что если твоим первым вопросом менеджеру по персоналу будет: «А чем занимается Ваша компания?», он тут же мысленно перечеркнёт твое имя жирным красным крестом, даже если в ходе вашей беседы он из вежливости об этом не скажет ни слова.


Ты должен знать, чем занимается компания, кто составляет её целевую аудиторию, где находятся её офисы, и кто является её конкурентами.

Ты действительно должен быть в курсе новостей компании и даже знать о том, какой отклик они находят в обществе.



ОШИБКА №2: Отсутствие вопросов


«А как до вас добраться общественным транспортом?» - это прекрасный вопрос рекрутёру в том случае, если соискателю 18 лет, если не меньше.

Однако во взрослой жизни от нас ждут вопросов более высокого порядка – о миссии компании, её положении на рынке и приоритетах.


При этом, наилучшие вопросы –те, которые естественным образом родились в ходе собеседования.


ОШИБКА №3: Молчание после ответа на вопрос


На собеседовании при приёме на работу ты даёшь ответ на вопрос, после чего, словно потеряв дар речи, замолкаешь и ждёшь следующего вопроса, не так ли?

Такое поведение годится только для экзамена!

Только вот живые люди так не разговаривают, и тебе не удастся создать атмосферу для интеллектуальной, стимулирующей мышление беседы, следуя скучному стандартному сценарию.

Если ты поведёшь себя на собеседовании, как вышеупомянутая заурядная овечка, то интервьюер забудет о вашем разговоре ровно через две минуты после того, как твой «светлый образ» исчезнет за дверью офиса.


Вот два противоположных варианта ответа на избитый вопрос: «Кем Вы видите себя через пять лет?»:


МЕНЕДЖЕР: Кем Вы видите себя через пять лет?


СОИСКАТЕЛЬ: Надеюсь, что сотрудником вашей компании, в отделе кредиторских задолженностей, а может быть, в финансовом.


Как думаешь, захочется ли менеджеру компании после такого ответа сказать самому себе: «Ух ты, вот это живость мысли!»?


Да ни черта подобного!

Ни один нейрончик у него в мозгу не зашевелится быстрее, пока ты будешь выдавать занудные ответы на банальные вопросы.


Давай попробуем еще раз:


МЕНЕДЖЕР: Кем Вы видите себя через пять лет?


СОИСКАТЕЛЬ: Знаете, у меня нет чёткого плана, но я интересуюсь астрофизикой – да-да, не смейтесь! Это правда! Мне нравится наука, и я не знаю точно, куда меня этот интерес заведёт, но я, по возможности, стараюсь читать всё по квантовой механике, космологии и той области, в которой пересекаются техника и физика.


МЕНЕДЖЕР: Ничего себе! Но Вы же работаете с кредиторской задолженностью!


СОИСКАТЕЛЬ: В школьные годы мне довелось поработать в дедушкином магазине, и там я сначала научился вести учёт товаров, а потом освоил и бухучёт. Я окончил бакалавриат в области финансов, потому что мне нравится приводить в гармонию числа и остальные части бизнес-процессов: закупки, продажи, прогнозирование. Так или иначе, но я собираюсь в какой-то момент вплести в свою жизнь и серьёзную науку. Жизнь длинная!


Даже такой бессмысленный вопрос, как «Кем Вы видите себя через пять лет?», ты можешь превратить в интересную тему для начала живой беседы, если привнесёшь в разговор небольшую «изюминку».


Чего тут бояться, в конце концов?!

Единственная ошибка, которую тут можно сделать – это спрятаться за сценарием и не оставить о себе вообще никакого воспоминания.


ОШИБКА №4: Уйти, не узнав ничего нового


Ты обратил(а) внимание, что я всё время подчёркиваю, что нужно заставлять твои с менеджером мозги работать?

Тебе нужно внимательно слушать всё, о чём говорит собеседник, оторваться от сценария и реагировать надлежащим образом.

Разговор должен течь естественно, т.е. быть живым, человеческим, а не ограниченным механическими, скучными рамками стандартной схемы собеседования.


Давай сравним два ответа на вопрос «Что вы знаете о XYZSoft?»


МЕНЕДЖЕР: Расскажите, что Вы знаете о XYZSoft.


СОИСКАТЕЛЬ: Извините, но, к сожалению, не знаком с этой программой, но я быстро учусь!


Увы, классический ляп!

Ты опытный специалист по кредиторской задолженности, но при этом никогда не слышал(а) о таком программном продукте – так с чего тебе за это извиняться?!


Извиняться тут действительно не за что.


Давай попробуем снова, на сей раз ведя себя естественно и поворачивая разговор таким образом, чтобы оба его участника могли узнать нечто для себя новое.


МЕНЕДЖЕР: Расскажите, что Вы знаете о XYZSoft.


СОИСКАТЕЛЬ: Это приложение для работы с кредиторской задолженностью?


МЕНЕДЖЕР: В том числе. Это своего рода ERP-система среднего уровня, в состав которой входят средства для работы с кредиторской задолженностью. Наша компания начала пользоваться ею ещё до того, как я начал здесь работать.


СОИСКАТЕЛЬ: А как именно она применяется именно при работе с задолженностью?


МЕНЕДЖЕР: Ну, мы вводим в неё поставщиков, а она потом формирует отчёты по поставщикам, которые нужны отделу закупок. В плане работы с задолженностью она выполняет вспомогательную роль, но при этом она достаточно сложна, поэтому я и интересуюсь, приходилось ли Вам с ней сталкиваться.


СОИСКАТЕЛЬ: Никогда о ней не слышал, но звучит интригующе – насколько я помню, в объявлении о вакансии говорилось, что вы используете SAP.


МЕНЕДЖЕР: Это правда, мы работаем с SAP, а XYZSoft – унаследованное ПО, которое, честно говоря, уже всем поперёк горла.


СОИСКАТЕЛЬ: Так не стоит ли попытаться найти способ избавиться от зависимости от XYZSoft и реализовать необходимые функции с помощью инструментов SAP, которая и так уже обошлась компании в копеечку?


МЕНЕДЖЕР: Это было бы просто великолепно, но ребята из Закупок не желают слышать ни о чём, кроме XYZSoft …


СОИСКАТЕЛЬ: У меня возникает мысль, что если бы я заняла эту должность, народ из Закупок стал бы для меня первоочередной заботой! Я бы постаралась познакомиться с ними и понять, что они такого находят в XYZSoft, чего не могут получить в SAP.


МЕНЕДЖЕР: Уверен, что наш менеджер по работе с клиентами SAP будет Вашим союзником!


Заметь, интервьюер уже мысленно представляет тебя на этой должности!

На собеседовании не следует давать скромные, отполированные ответы и замолкать. Слушай, узнавай новое и реагируй!

Наверняка ты бы вел(а) себя естественным образом, если бы не обычный мандраж перед собеседованием.


Однако нервы можно несколько успокоить, напоминая самому себе, что далеко не все достойны прикосновения к твоим дарованиям.

Только те, кому удалось тебя заполучить, тебя и заслуживают!


ОШИБКА №5: Низкопоклонство и угодничество


В данном случае это означает ёжиться от страха и что-либо выпрашивать.

Это означает напряжённо вглядываться в лицо интервьюера, чтобы не пропустить его реакцию на каждое твое слово.

Это означает убрать в сторону свою индивидуальность, чтобы предстать максимально приятным для рекрутёра.


Ты же на свидания ходишь не для того, чтобы ублажать другого человека, правда?

Ты ходишь на свидания, чтобы выяснить, есть ли между вами та «химия», которая позволит продолжить разговор.

Собеседование – это по сути то же самое!


До тех пор, пока ты не перестанешь думать, что сам(а) ты – «ничто», а работодатель – «почти бог», у которого есть нечто восхитительно-ценное, в чём ты отчаянно нуждаешься (то есть, работа), тебе ничего хорошего не светит.

Единственный тип людей, которых ты в таком случае будешь привлекать – это жёсткие менеджеры, которые всенепременно будут тебя недооценивать и вообще скверно обращаться.


Будучи же всей душой уверенным, что ты способен предоставить нечто не менее ценное, чем сумма оклада, а, возможно, и гораздо более ценное – твой опыт, интеллект и интуицию – ты будешь держаться совершенно по-другому.

Ты не станешь запинаться в попытках найти слова, способные угодить «Его Величеству» рекрутеру или нанимающему менеджеру, потому что ты будешь рассматривать себя и представителя работодателя как стороны, разговаривающие на равных.


Если с внутренним настроем у тебя всё в порядке, то уже через несколько недель (максимум) у тебя будет новая работа, а у компании – потрясающий новый сотрудник.


Читай также:


Причины отказа в приеме на работу


Собеседование "на пятёрку"


Важный момент для тех, кто ищет работу в фильме "1+1" (The Intouchables)


Собеседование - говорить правду или то, что ожидают?


P.S.

Благодарю Михаила Дрёмина, замечательного переводчика с 20-летним стажем, за перевод (оригинал статьи на английском языке)


Запишитесь на бесплатную консультацию!


Добавить комментарий
Олег Кудактин
Олег Кудактин
Кирилл, спасибо тебе за поддержку! 10 лет назад, кстати, я и сам многого не понимал :) Насчет масштабирования своих материалов - я как раз сейчас этим занимаюсь, пора переходить от индивидуальных консультаций к групповым курсам.
Комментировать
Кирилл
Кирилл
Олег, всегда читаю твои советы с большим удовольствие, и всегда у меня вопрос - где же ты был лет 10 назад?))
Отличные советы, еще бы 10 лет назад я бы думал что это дикость, вести себя свободно на собеседовании, но когда я увидел как его проходят иностранцы в иностранных фирмах, это больше похоже на дружественный разговор двух людей.
По началу для меня было дикостью когда соискатели ведут себя так будто пришли чайку попить в кафешку, они могут приехать на мотоцикле в полном обмундировании или на велосипеде. Бывает что собеседование может быть во время ланча или ужина в баре! Моего знакомого во время собеседования угостили пивом, и причем его взяли на работу без всяких проблем.
Надо не боятся показать свое я, и не быть серой массой овец в загоне, только тогда можно чего то добиться стоящего в жизни.
А вообще твой курс лекций и занятий пора вводить в институтах, что бы студенты были подготовлены к реалиями трудоустройства и работы в коллективе.
Спасибо, и привет из Ганы!)
Комментировать