Позиционирование - важнейший карьерный навык для профессионала.
Для тех, кто работает в продажах, близки и понятны термины Business-to-Business или B2B (продажи компаний компаниям) и Business-to-Customer или B2C (продажи компаний физическим лицам).
Но есть и третий вариант.
Рынок труда для наемных работников - это, по сути, тоже продажи услуг, но только уже физических лиц - компаниям (для краткости назовем этот вариант - H2B) *.
При таком понимании отношений работодателя и работников все становится на свои места:
Работодатель - это "B" , т.е., компания-клиент, покупающая товар
Соискатель - это "H", как физическое лицо, одновременно и товар, и продавец этого товара
Резюме - рекламное объявление, содержащее в себе уникальное торговое предложение (УТП) для целевой аудитории (ЦА)
Собеседование - переговоры о продаже услуг физлица юрлицу (работодателю)
Оценка кандидатов на вакансию - тендер, в котором покупатель (работодатель) выбирает исполнителя услуг (соискателя) оптимального качества (достаточно хорошего, а не лучшего) по приемлемой цене (зарплате)
А это значит, что позиционирование наемного профессионала, должно строиться, так же как и позиционирование товара, услуги и коммерческого бренда.
И, чтобы успешно позиционироваться на рынке труда, нужно понимать:
1) Потребности ЦА (рекрутеров и нанимающих руководителей, чьи потребности, кстати, далеко не всегда совпадают)
2) Товар (свои компетенции и способности)
3) Конкурентов (их недостатки и свои положительные отличия от них)
Я выделяю три уровня позиционирования:
1) Дилетант: "Я не знаю, что для вас важно в выборе специалистов моего направления. Но я вот такой!"
Именно так относятся к своему позиционированию большинство тех, кто ищет новую работу, и поэтому, или тратят много сили и времени на поиски, проигрывают по зарплате, слишком дешево продавая свой труд.
2) Хамелеон: "Я знаю, что для вас важно в выборе специалистов моего направления. И я как раз такой!"
Более продвинутый уровень позиционирования.
Однако, слабость его в том, что, с одной стороны, описания вакансий далеко не всегда адекватны, чтобы их учитывать на 100%, а имитация несуществующих деловых качеств рано или поздно бумерангом ударяет по самому "хамелеону".
3) Ас: "Я помогу Вам определить существенные критерии выбора специалистов моего направления. И теперь, когда вы знаете, что является важным – смотрите, я именно такой!"
Наивысший по матерству и самый выгодный вариант позиционирования для руководителя.
Он подразумевает и активное участие в формировании критериев вакансии, и (пере)убеждение ЦА в том, что он(а) - самый подходящий кандидат, даже если формально не полностью соотвествует ранее заявленным критериям.
Именно этому уровню позиционирования я обучаю своих Клиентов, чтобы помочь им быть наиболее востребованными, выигрывая конкурентную борьбу на рынке труда.
Для этого я применяю следующие технологии в работе с Клиентами:
- "Формула призвания" – определение направлений деятельности, которые одновременно очень нравятся и хорошо получаются
- "Корректная специализация" – сужение специализации для конкретной ЦА и, при этом, достаточно востребованной на рынке труда
- "Положительные отличия" - выделение из ряда аналогичных специалистов (конкурентов)
- "Продвижение личного бренда" – известные эксперты ценятся намного выше
См. также:
_____
* Для особо чувствительных к терминологии добавлю, что, конечно же, английское слово Human в термине H2B дословно означает "Человек" а не просто "Физическое лицо" . И, в то же время, термин H2B наглядно и кратко отражает суть идеи, описанной в статье.
Запишитесь на бесплатную консультацию!