Почему отклики на вакансии – не самый эффективный способ поиска работы?

Рассмотрим плюсы и минусы самого популярного канала поиска работы - сайты вакансий.

Отклики на вакансии на hh.ru, superjob.ru или job.ru и других сайтах – самый очевидный, с точки зрения большинства соискателей, способ поиска работы.

Но, при этом, сайты вакансий - не самый эффективный способ найти новую работу.


И вот почему:


1. Для начала посмотрим на соотношение количества резюме и вакансий, например, на hh.ru:


Вакансии на headhunter

Если разделить количество резюме (14 263 879) на количество вакансий (347 337), то получится, в среднем, 41 резюме на 1 вакансию.*


Но реальных, "живых", интересных вакансий из них еще меньше, а это значит, что рекрутеры получают от 200 и более резюме на вакансию.

Посчитайте Ваши шансы.

_____

* Примечание: статистика резюме и вакансий, конечно, меняется, но пропорция вакансий и резюме остается примерно такой же.


Так что, не удивляйтесь, если Ваше резюме работодатели даже не просматривают – чем лучше вакансия, тем выше конкуренция среди соискателей, и тем больше откликов, в которых "тонет" рекрутер.

Таким образом, Ваш отклик - это участие в лотерее, где, при прочих равных, больше шансов у тех, кто откликнутся раньше и попадет в поле зрения рекрутера первыми.


2. Не рассчитывайте, что Вы знаете о всех критериях, читая текст описания вакансии

Потому что, кроме того, что указано в описании вакансии рекрутеры используют так же и незаявленные в описании вакансии фильтры резюме для откликов, которыми "отсекаются" те резюме, которые не соответствуют фильтрам (пол, возраст, образование, должность на последнем месте работы и т.д. и т.п.) еще на этапе списка отликов - это удобно реализовано в интерфейсе работодателя в виде предпросмотра откликов с настраиваемым видом.


Знакомые рекрутеры показывают мне сотни-тысячи непрочитанных ими откликов на вакансии, только просмотренных на стадии предпросмотра – просто физически они не могут, да и не стали бы читать подряд все резюме.

Предпросмотр отклика позволяет видеть основные данные резюме даже не открывая его полностью: фото, последнее место работы, общий стаж, образование, названия бывших работодателей и др.)



настройка вида результатов откликов в hh.ru

Внимание!

Речь идет не о фильтрах в интерфейсе сайтов, а о фильтрах "в голове", т.е., внутренних правилах работодателя, например, "женщин на эту вакансию не берем!", "без опыта 5 лет на аналогичной должности не берем!", "старше 45 лет - не берем!" и т.п.

А это значит, что рекрутер даже не станет открывать и читать резюме, которое не соответствует незаявленным фильтрам.


А Вы - даже не узнаете, какие именно незаявленные фильтры использует конкретный рекрутер.

Например, если работодатель рассматривает на свою вакансию только мужчин от 30 до 40 (а прямо это работодатель не имеет право указывать в описании вакансии, так как это является дискриминацией), то, допустим, отклики женщины 32 лет или мужчины 43 лет, скорее всего, так и останутся в статусе "Не просмотрен".


И будете гадать, в чем причина, и негодовать:

"Я же подхожу под описание! Почему они не смотрят мое резюме?!"


Не волнуйтесь - уже посмотрели на предпросмотре, не заинтересовались и решили не читать Ваше резюме полностью.



предварительный просмотр отклика


3. Рекрутеры тратят не более 10-15 секунд на резюме, решая, читать ли его дальше.

Если же Ваше резюме не совсем соответствует описанию вакансии и ключевым словам, которые ищет рекрутер в резюме, то его вряд ли прочтут, если даже и откроют.

При этом, Вы даже представить не можете, с каким количеством неадекватного "спама" в виде откликов сталкиваются рекрутёры.


4. Рекрутеры ищут людей на вакансии, а не подбирают вакансии для людей.

То есть, как только рекрутер найдет несколько подходящих кандидатов, нет смысла продолжать просматривать все остальные резюме и отклики.

У рекрутера, как правило, нет мотивации просмотреть абсолютно все отклики и найти из откликнувшихся соискателей лучшего.

Его интерес - закрыть вакансию, как можно скорее, первым достаточно приемлемым кандидатом, которого работодатель может себе позволить "купить".

Как только работодатель выделил, допустим, из первой сотни резюме 10 подходящих кандидатов и пригласил их на собеседования, то Ваше, возможно, самое лучшее резюме уже мало кого заинтересует, если Вы - пятисотый откликнувшийся.


При этом, вакансия может, по прежнему, быть активной на сайте, но фактически уже неактуальной, а Вы, видя вакансию на работном сайте, думаете, что поиск все еще ведется.

Но, не факт.

Чаще всего, вакансия будет "висеть" пока не закончится оплаченный срок ее публикации.

Потом вакансия автоматически уходит "в архив", а Вы, конечно же, недоумеваете: "

Они что - идиоты? Я же откликнулся! Я же подхожу! А они даже не посмотрели! И вот - вакансия уже в архиве..."


Потом, кстати, та же вакансия может снова появиться из архива - значит, работодатель, скорее всего, разово помесячно оплачивает публикации и обновления вакансии и продолжил поиски.


Если Вы рассчитываете, что Ваше резюме будет храниться в каких-то "базах данных" кадровых агентств или работодателей и его найдут через какое-то время, чтобы связаться с Вами и предложить вакансию, то такое, конечно, иногда бывает.

Но только если Ваша специализация очень редкая и других подобных узких специалистов сложно найти.


5. Не стоит думать, что при открытии вакансии рекрутер уповает только на отклики.

К рекрутерам со всех сторон стекается информация о разных потенциальных кандидатах по рекомендации.

И именно рекомендуемых кандидатов рекрутеры рассматривают в первую очередь.

И самое главное - рекрутеры, закрывающие управленческие позиции, часто сами активно ищут подходящих соискателей, им нужны лучшие, а лучшие, как правило, трудоустроены и не ищут активно работу.

Или их резюме просто есть в открытом доступе.

Именно поэтому существуют Executive Search агентства, к которым обращаюится в таких случаях.


6. Кроме того, далеко и не все вакансии также публикуются в открытом доступе.

Если Вы постоянно просматриваете вакансии на сайтах вакансий и получаете рассылки, то не думайте, что Вы знаете обо всех вакансиях на рынке труда.

Кроме открытых вакансий существует и, так сказать, "скрытый рынок", то есть вакансии, которые работодатели заполняют разными способами, не только через работные сайты.

Примерно 50% вакансий не публикуются и, как правило, это самые лучшие, самые интересные вакансии.


Выводы:

Вы, как соискатель, никогда не будете с работодателями в равных условиях на работных сайтах, сайтах вакансий.

Потому что эти сайты зарабатывабют на работодателях, продавая им, как товар, доступ к контактной информации в Ваших резюме.

Это неравенство условий проявляется во всем, даже в такой "мелочи", как, например, то, что Вы не можете узнать через интерфейс работного сайта имя и контактный телефон рекрутера, который кликнул на отказ.


Если Вы захотите узнать причину отказа, то через работный сайт Вы этого сделать не сможете.


Мне на ум напрашивается такая аналогия:

Сайт вакансий - "магазин", работодатель - "покупатель", а соискатель - ну, скажем, "помидор".

И вот представьте себе, что помидор на полке возмущается:

  • "На меня никто не смотрит!" (т.е. нет просмотров резюме)
  • "Меня никто не покупает!" (т.е. смотрят резюме и ни отказа, ни приглашения)
  • "Я такой красный и вкусный, а меня положили обратно на полку!" (т.е. отказ по непонятной причине).

Смешно?

Может быть.

Если бы не было так грустно.

Так вот, если уж Вы размещаете резюме, если уж Вы - "помидор", то станьте самым привлекательным помидором, насколько это возможно.


То есть, Ваше резюме должно быть не просто грамотно составлено и опубликовано - оно должны показывать Вас с наилучшей стороны, чтобы помочь рекрутерам обратить внимание именно на Вас и подходить под требования вакансии "как ключ к замку".


В начале статьи я написал, что отклики на открытые вакансии - не самый эффективный способ поиска работы.


Это не значит, что откликаться не стоит - стОит, но делайте это правильно.


См. продолжение темы:


Ошибки в откликах на вакансии - взгляд со стороны работодателей (смотрим на интерфейс HeadHunter так, как его видит работодатель).


Запишитесь на бесплатную консультацию и узнайте, как превращать отклики в приглашения на собеседования.