Эта статья посвящена психологическим факторам карьерных успехов и неудач.
Напомню Вам о том, что успешная карьера это:
- Увеличение масштаба социально значимой деятельности и достижений
- Повышение социального статуса и уровня вознаграждения (как материального, так и морального: престиж, слава, признание)
Отсутствие одной из этих сторон не позволяет назвать карьеру успешной.
Кроме того, именно такое определение успешной карьеры подходит для любого из 3-х ее основных направлений:
- Наемная работа и фриланс
- Предпринимательство
- Инвестирование
Что мешает применению карьерных технологий?
Я обучаю своих клиентов использованию лучших карьерных технологий уже более 5 лет.
И заметил, что успехи в карьере зависят не только от знания самих технологий, как таковых, но и от готовности и способности их применить.
То есть, кроме профессиональных компетенций существуют также карьерные компетенции и анти-компетенции.
Карьерные компетенции («Драйверы карьеры») – это такие ценности, убеждения и личностные качества, которые способствуют карьерному росту.
Карьерные анти-компетенции двух видов («Ограничители карьеры» и «Разрушители карьеры») – это такие ценности, убеждения и личностные качества, которые мешают дальнейшему карьерному росту, приводят к карьерным провалам, преждевременному увольнению и потере репутации на рынке труда.
Визуальная метафора № 1:
На самом деле, любому управленцу очень непросто избежать в своей работе проявления карьерных анти-компетенций.
А способность проявлять карьерные компетенции («Драйверы карьеры») подобно хождению акробата по канату.
Визуальная метафора №2:
Представим карьерное развитие в виде подъема на гору.
В таком случае, «Ограничители карьеры» - это те карьерные анти-компетенции, которые останавливают карьерный рост.
«Драйверы карьеры» - это карьерные компетенции, которые позволяют достичь карьерной вершины и удержаться на ней.
А «Разрушители карьеры» - это такие карьерные анти-компетенции, которые приводят к множеству ошибок в карьере, к потере репутации, доходов и даже здоровья, в моменты стресса и страха потерять уже достигнутый уровень.
Как это бывает?
Вот, возьмем, например, такое распространенное качество, как «Неуверенность в себе».
Безусловно, «Неуверенность в себе» - это карьерная анти-компетенция, «Ограничитель карьеры».
Руководство воспринимает неуверенного в себе сотрудника не слишком серьезно, он нередко слишком легко подпадает под давление и влияние не только руководства, но и равных по положению коллег и даже подчиненных, а критика повергает его в еще большее состояние неуверенности в себе.
Предпосылки неуверенности в себе – это ограничивающие убеждения, впитанные еще в детстве, например, «Всяк сверчок знай свой шесток!» или «По Сеньке – шапка!» и т.п., а также различные психотравмирующие ситуации, которые влияют, порой, на человека всю оставшуюся жизнь.
Кстати говоря, вообще значительная часть пословиц и поговорок, по сути, программируют на неуспех.
Карьерной компетенцией, в нашем примере, будет, безусловно, «Уверенность в себе».
«Уверенность в себе» нередко сменяется неуверенностью или же, наоборот, имеет риск перерасти в свою крайнюю степень – «Самонадеянность», что тоже будет являться карьерной анти-компетенцией, «Разрушителем карьеры».
Излишне самонадеянные управленцы приводят бизнес на грань катастрофы и ставят под угрозу всю свою карьеру, так как, порой, не способны видеть собственные ограничения и риски принимаемых решений.
Как пройти диагностику карьерных анти-компетенций?
На сегодняшний день мне удалось сформулировать поведенческие индикаторы для 33-х карьерных компетенций и анти-компетенций и рекомендации по их профилактики и коррекции.
Профилактика и коррекция карьерных анти-компетенций значительно усиливает эффективность как самих карьерных технологий, так и служит залогом сохранения достигнутого успеха в будущем.
Запишитесь на бесплатную консультацию!