Развитие карьеры IT специалиста

Интервью с Игорем Левеном, Генеральным директором Учебного Центра Диона Мастер Лаб, в котором в мае 2015 года запущено новое направление – "Развитие карьеры" для IT специалистов.


Олег Кудактин:

Игорь, наш разговор я хотел бы начать с обзора ситуации в Вашей отрасли, рынке телекоммуникаций и информационной безопасности в Москве и в России в целом.

Что скажете?


Игорь Левен:

Текущий кризис значительно перетряхивает нашу отрасль по трем причинам:
1. Резко упали бюджеты на IT решения в целом и, кстати сказать, на обучение в частности – компании перестают гнаться за какими-то модными и интересными решениями, начинают относиться к IT все более и более утилитарно, что, в общем-то, и правильно
2. Идет переориентация по производителям, в основном, с США и Европы на Китай – это вносит довольно-таки большие коррективы в работу, хотя у всех технологии приблизительно те же самые
3. Развитие аутсорсинга IT сервисов и облачных решений - это очень удобно, экономит средства и ресурсы, в том числе и на персонале, но и ведет к сокращениям IT специалистов среди работодателей


О.К.:

Получается, что, одной стороны, сертифицированное обучение быстрее устаревает, но и потребность в IT специалистах уменьшается?
И.Л.:

Да, по прогнозам, вообще сфера IT в 2015 году, в отношении к 2014 должна сократиться на 20%.
Понятно, что в примерно в таких же пропорциях это должно отразиться и на рынке труда.


О.К.:

У кого, в таком случае, из IT специалистов есть больше возможностей оставаться востребованными в ситуации сужения рынка?
И.Л.:

Вообще, всех IT специалистов довольно грубо можно разделить, на мой взгляд, на 2 категории:
Первая категория – это инженеры, которые очень глубоко разбираются в одной или нескольких технологиях, те кто работает системными администраторами, наладчиками, программистами и т.д., так называемые "технари".
Вторая категория - это те, кто умеют проектировать системы, которые, может, обладают не столь глубоко глубокими техническими познаниями и работают не только с "железом", но и видят проблемы на более высоком и широком уровне, с точки зрения решения бизнес-задач компании.
И я уверен, что как раз умение увязать технику с бизнесом на уровне процессов - это следующий этап развития IT карьеры.
Наш учебный центр, в основном, ориентирован на первую категорию IT специалистов, на "технарей".
А для тех, кто стремится подняться выше, ко второму типу IT специалистов, имеется определенная лакуна в обучении и в развитии.


О.К.:

В чем, в таком случае, Вы видите миссию и главные задачи Учебного Центра Диона Мастер Лаб, Генеральным директором которого Вы являетесь?
И.Л.:

Мы работаем на 100% на b2b рынке авторизованных курсов высокого уровня напрямую от производителей.
И мы помогаем высококвалифицированным инженерам освоить либо новые решения, либо новые технологии на самом глубоком уровне.

Т.е., мы учим узко-прицельно каким-то конкретным IT решениям людей, как минимум, с высшим техническим образованием.


О.К.:

Какие новые возможности и перспективы открываются перед теми компаниями, которые направляют своих сотрудников на обучение в Диона Мастер Лаб?

Есть ли какие-либо преимущества обучения именно у Вас?

И.Л.:

Наш учебный центр специализируется не просто по вендорам, а на информационной безопасности, по которой у нас есть несколько партнеров-вендоров.
Кроме того, наши инструктора читают курсы по разным вендорам в рамках одного направления, имеют значительно шире кругозор и лучше разбираются в продуктах нескольких производителей - это всегда очень полезно для качественного обучения.
Более того, мы постоянно работаем над добавлением дополнительных бонусов, призов для учащихся.

И проект с Вами по развитию IT карьеры – как раз один из них.


О.К.:

А что такое, по-Вашему, успешная карьера IT специалиста?
И.Л.:

Подводя итог уже сказанному, я считаю, что лучшую карьеру в IT сфере делают те люди, которые обладая достаточными техническими знаниями, правильно понимают и ставят задачи, как технические, так и управленческие.


О.К.:

Автоматизация, развитие искусственного интеллекта, роботизация, готовые решения вытесняют людей с многих сугубо технических видов деятельности.
А это значит, что в будущем успех скорее ожидает тех IT профессионалов, которые будут способны эффективно взаимодействовать и с машинами, и с людьми.
Иначе говоря, тех, кто с компьютерами и техникой общается на языке машин, а с людьми - на языке людей, кто свободно перемещается из области технической в социальную и обратно, понимая и решая бизнес-задачи, а не просто технические проблемы.
И.Л.:

Да, я полностью согласен и думаю, что именно этого очень не хватает многим нашим IT специалистам.
Наверняка Вы видели этот замечательный ролик про 7 красных линий?

(см. примечание ниже)


О.К.:

Да, конечно!
И.Л.:

Это довольно показательный пример той проблемы о которой мы с Вами говорим.

Особенно, когда я также увидел ролик о том, как один человек действительно сделал 7 перпендикулярных красных линий, из них две зеленых и одну в виде котенка.


О.К.:

То есть, руководство компании, ставящее, на первый взгляд, немыслимую задачу, оказалось право, в некотором смысле, потому что решение может быть найдено, если выйти за рамки тех ограничений, которые технический эксперт считает заведомо неразрешимыми?
И.Л.:

Да, на самом деле, бывает очень тяжело научить находить решения за пределами слишком буквально воспринятых технических условий, сформулированных некорректно или слишком расплывчато, а то и абсурдно, на первый взгляд.


О.К.:

Вообще-то, это как раз одна из тем учебного курса Навыки эффективной коммуникации IT-специалиста
Моя задача на этом курсе показать, что эффективная коммуникация технических и нетехнических специалистов возможна, и помочь освоить практические инструменты, дающие дополнительное преимущество в развитии карьеры в IT сфере.
Благодарю Вас за интервью и желаю успехов вашему Учебному центру!

И.Л.:

Спасибо!


___________________________________________


Примечание


В интервью упоминаются:

Видео-ролик "Профессионалы" (7 красных линий):


Оригинал - The Expert (Русский дубляж):


И, "для полноты картины", решение задачи про семь красных линий: