Наверно, некоторым руководителям не дают покоя истории о Юлии Цезаре, который мог, якобы, выполнять несколько дел одновременно.
В описании множества вакансий и должностей встречается такое "важное" качество, как способность выполнять одновременно несколько задач.
Формулировки могут быть разные, но суть одна и та же, например:
- работа в режиме многозадачности
- умение работать в условиях многозадачности
- multi-task management
- multi-tasking
- ability to multi-task and coordinate various projects
- skills to operate in multi-tasking environment and control different flows of work
и т.п.
То есть, предполагается, что "многозадачность" - это волшебное качество, которое позволяет работнику выполнять больше за меньшее время!
Это ж какая экономия для работодателя получается - взяли на работу одного, а работает за троих - лепота!
Рекрутеры ищут это качество в соискателях, а соискатели восторженно заявляют: "Да, конечно! Я могу выполнять много дел одновременно!" (За счет трех голов, шести рук и двух мониторов, не иначе...)
Более того, и работодатель и соискатель эту мифическую многозадачность могут понимать по-своему.
Например, как Вам такой пример многозадачности: одновременно раскладывать пасьянс на рабочем столе, переписываться в онлайн-мессенджере с друзьями и "присутствовать" на еженедельной планерке по конференц-связи?
А действительно ли умение работать в условиях многозадачности, если даже оно действительно есть, так уж значительно повышает эффективность работы?
Даже если добросовестный работник одновременно разговаривает с клиентами по телефону, читает сыплющиеся ему e-mail'ы готовит срочный отчет, это не значит, что он действительно работает хорошо.
В США подсчитали, что убытки от многозадачности стоят компаниям сотни миллионов потерянных долларов.
О подобных цифрах в России мне неизвестно, возможно, такие подсчеты даже не ведутся...
А все из-за того, что ресурсы человеческой психики отнюдь не безграничны и потеря концентрации, постоянное переключение внимания приводят к ошибкам, повышенной утомляемости и, в итоге, замедлению работы по сравнению с последовательным выполнением одного дела за другим.
В общем, я согласен, с теми, кто считает, что многозадачность - это иллюзия и что человек может, подобно компьютеру, сознательно концентрироваться на множестве дел.
На самом деле, он может только быстро (или не очень) переключаться с одного дела на другое.
Мне недавно попалась в интернете инфографика на тему многозадачности, в которой приводятся данные по США, однако, и в России, я думаю, ситуация в офисах не лучше.
Так как текст на английском, я перевожу текст на русский язык:
Картинка № 1
"Подсчитаем "цену" отвлечения":
Мы постоянно отвлекаемся...
Среднестатистически владелец телефона\смартфона проверяет его около 150 раз в день.
Мы не можем сконцентрироваться...
В среднем на выполнение задачи затрачивается 1 минута 15 секунд до того, как нас что-то отвлечет...
И в среднем уходит до 25 минут на то, чтобы вновь сконцентрироваться на задаче после отвлечения: "Так..., а над чем-то это я работал?..."
Картинка № 2
Негативный эффект отвлечения
Продктивность "многозадачников" снижается на 40% и им требуется на 50% больше времени, чтобы выполнить одну задачу, сделав при этом на 50% больше ошибок.
Регулярная работа в режиме многозадачности снижает уровень коэффициента интеллекта IQ на 15 пунктов - это больше в 3 раза, чем эффект от приема марихуаны.
Картинка № 3
Многозадачность на совещаниях
В США проводится 25 000 000 совещаний (правда не указано, за какой период времени :) )
Согласно результатам нашего исследования 92% сотрудников признают, что делают несколько дел одновременно на совещаниях и 41% признают, что делают это или все время.
Работники выполняют несколько дел одновременно:
57% - во время совещаний по телефону (phone conference calls)
23% - во время совещаний в сети интернет (web conference calls)
16% - во время обычных совещаний (in-person meetings)
4% - во время видео-совещаний (video conferences)