Менеджмент по-африкански (в хорошем смысле слова)

Кирилл Крицун


Среди компетенций руководителя, конечно же, особенно важна способность организовать и координировать работу своих подчиненных.


А это значит:

  • с одной стороны, самому знать все тонкости работы, чтобы объяснить эффективные способы ее выполнения подчиненным,
  • с другой - знать способности и проблемы (в том числе и личные) самих подчиненных, отслеживая и улучшая психологический климат в коллективе.

Примером этого может служить недавняя беседа с моим другом Кириллом о его работе в Африке (у Кирилла, кстати, за плечами 4 года руководящей работы и 10 лет опыта в нефтегазовой отрасли):


Олег: Кирилл, сколько у тебя сейчас подчиненных?

Кирилл: Сейчас у меня девять подчиненных, все ребята – местные, африканцы…

Олег: Ну и как тебе с ними работается?

Кирилл: Процесс сложный и ответственный, но при правильном подходе очень увлекательный и интересный. Мне вообще очень нравится работать с людьми. Главное - не допускать ошибок, которые так часто замечал у других менеджеров...


Олег: А что, по-твоему, является самой большой ошибкой руководителя?

Кирилл: На мой взгляд, самая большая ошибка любого менеджера или руководителя, с которой я встречался – это, придя на новое место работы, пытаться всем показать, что они «Начальники», и всем своим поведением показывать, что их главная задача - добиться дальше нового повышения. Тогда они начинают, так сказать, «наезжать» на своих подопечных без причины, ходить как «важный петух» и давать всем нагоняи.


Олег: Но ведь не зря говорится: «Новая метла по-новому метет!»

Кирилл: Да, но это не всегда оправданно, если подчиненные не будут Вам в этом помогать, а значит, и показывать хорошие результаты работы.

Еще в детстве меня учил дед (служил прапорщиком и работал с личным составом):

«Первое, что должен сделать командир - это научить солдат уважать его, не заставить, а именно научить! Для этого надо не орать на солдата и не «гонять как козу», а встать с ним рядом, закатать рукава научить и показать, как надо сделать правильно, а как делать не надо, до тех пор, пока у солдата не получится!»

И еще он говорил: «Твой взвод силен настолько, насколько силен твой самый слабый солдат!»

И я применил слова об армии моих деда и отца (который также был офицером) на деле, когда мы «с нуля» строили цех с коллегами из Африки - я везде стоял в спецовке, в каске и даже с кисточкой в руках.

И мне было не важно, что надо мной смеялись некоторые слишком важные менеджеры-арабы.

А когда мы начали перебирать оборудование, конечно, я мог бы спокойно кинуть своим подчиненным мануал и сказать: «Учитесь!».

Но вместо этого, я взял мануал сам, прочитал его и сказал: «Пошли в цех учиться вместе!»

Первый блин, как всегда, «комом» и занял кучу времени - мы разбирали и собирали оборудование до тех пор, пока вместо шести часов сборки мы не поставили рекорд в 1 час и 25 минут!

Это абсолютный рекорд для jar’ов!

(Jar – это специальное оборудование, применяемое в бурении, которое работает по принципу двустороннего молота для освобождения прихваченного инструмента в скважине)

Дальше я встал рядом и уже помогал, а они собирали, пока я не увидел, что они могут сделать это без меня.


Олег: Продолжая тему компетенций руководителя, можешь ли ты припомнить случай, когда внимательное отношение к личным проблемам подчиненным помогло тебе избежать серьезных проблем или неприятностей?

Кирилл: Таких случаев было немало…У меня был один сотрудник, 38-ми лет, любитель выпивать и опосля прогуливать - и ничего, перевоспитал потихоньку, сейчас на работе всегда вовремя и без «тяжких последствий» вчерашнего, хотя много времени на него потратил, а мог бы уволить и взять другого, но у него трое детей...

Еще мой дед учил, что если у солдата проблемы в личной жизни, их надо помочь решить человеку, ведь солдат с оружием, которого бросила девушка может быть не адекватным.

Так же и в цеху - человек, у которого больная жена или ребенок или бросила девушка, думает про проблему и не думает про безопасность, а такая задумчивость может стоить травмы или жизни из-за рассеяности и не внимательности.

И когда я вижу, что что-то не так, то один-на-один выясняю, что случилось.

Если болен ребенок или жена, отпускаю домой или помогаю с деньгами на лечение.

Как пример, случай с водителем - смотрю на него и вижу, что он о чем-то постоянно думает и пару раз мы чуть в аварию не попали, когда всех высадили возле дома из машины, говорю водителю: «Колись, что случилось?!»

Оказывается, ему не хватало денег на покупку книг для детей в школу, а детей обычно тут от трех и больше. Я помог водителю купить все необходимые книги.

Теперь и он доволен, и езда стала безопасней.

Цена вопроса - 30 долларов или ДТП возможно с серьёзными последствиями....


Олег: Как ты думаешь, чего ты в итоге добился таким подходом в руководстве своей командой?

Кирилл: Скажу по пунктам:

1. Уважение от сотрудников за то, что я знаю, что я делаю и что всегда помогу, если надо

2. Возможность спокойно заниматься бумажной и организаторской работой, приходя в цех только время от времени и проконтролировать, чтобы моим ребятам лучше работалось или помочь решить проблему

3. Наш цех - лучший в нашей компании во всей Африке (со слов проверяющих)

4. Ни одного инцидента по охране труда и промышленной безопасности, ни одного простоя по вине нашего оборудования - всегда все работы выполняются вовремя

5. Мои ребята всегда готовы выйти в выходной по моей просьбе, и никогда не тормозят с работой

6. Я знаю, что работа всегда будет сделана и сделана качественно

Для меня быть руководителем - это не только иметь запись в трудовой книжке, высокую зарплату, свой кабинет, личного водителя и добиваться поставленных задач любой ценой, но и так же и нести большую ответственность за оборудование, организацию процесса работы и мотивацию своей команды.

И думаю, что мне удалось сделать из подчиненных такую команду, на которую можно всегда положиться, и стать лидером, которого уважают и которому доверяют, а значит – и помогают.

Ради этого мне пришлось стать для подчиненных не просто «боссом», который важно отдает распоряжения, но и другом, и психологом, и учителем, а также и самому учиться у своих подчиненных.


Олег: Кирилл, я с тобой полностью согласен и желаю тебе дальнейших успехов в работе, карьере и в личной жизни!